Поездка в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. К источнику в Малинники.

У нас сложилась добрая традиция — в конце каждого лета ездить в Троице-Сергиеву Лавру. Мы молимся  преподобному  Сергию Радонежскому, приходим к его благодатным мощам и посещаем святой источник Гремячий ключ в Малинниках, который появился по молитве святого.


Небо, вода, молитва

Есть на земле одно удивительное место. Называется оно Малинники. Непосредственно в Малинниках ничего интересного нет — это обычная провинциальная деревенька, село российской глубинки, застроенное покосившимися  домиками, во дворах которого бродят куры, кошки, щенки и прочая мелкая деревенская живность.  Это село залито солнечными лучами в летний день, обдуваемо прохладными ветрами осенью, холодное зимой и радостное в весеннее время. Всё как обычно. В качестве неповторимого колорита присутствуют полуразвалившиеся патриархи отечественного автопрома.

Находится это место под Сергиевым Посадом в паре десятков километров от самого города. Доезжаешь на обычном рейсовом автобусе, наполненным бабушками, обсуждающими размер пенсии и высоту огуречных кустов, провинциальными мужчинами с характерной внешностью и общительной молодежью. Надо всего лишь сойти на одноименной остановке и сразу поймешь куда идти. Будет старая дорожка, присыпанная гравием, которая ведет через пару деревенских дворов к небольшой рощице. Проходишь через эту рощу и оказываешься на протоптанной и проезженной сельской дороге, каких в нашей огромной стране неисчислимое множество… Казалось бы, зачем говорить про какое-то ничем не примечательное российское село? Всё дело в том, что в паре километров от него нёс свой подвиг один из величайших святых, многими старцами называемый «игуменом земли Русской» — преподобный Сергий Радонежский.

Само место подвига этого святого называется Гремячий ключ. Оно представляет собой большой высокий холм, у подножья которого пустое поле, а вершина и склоны покрыты густым лесом. В древнее время здесь не было даже самого маленького поселочка, не говоря уже о Сергиевом Посаде. Сейчас мне трудно представить это место без единой дороги, без связи, воды, пищи, электричества и прочих атрибутов современной цивилизации. Тем более трудно вообразить как в этом месте мог находиться человек. Причем не просто находиться, а быть монахом, молитвенником, чудотворцем. И не просто молиться за спасение своей души, а за спасение всей Руси, да и всего мира.

Впервые я попал в это место четыре года назад. Тогда на моей груди не было креста, а вместо него я носил кусочек кости, на котором была вырезана голова коня. Я не понимал зачем целовать мощи, для чего стоять в пропахшим дымом душном храме и слушать нудные тоскливые песнопения. Поэтому во время всех этих моментов я сидел на каменной ступенечке одного из соборов Лавры. После этого мы поехали в Малинники. Дело было летом и мы быстро подставили нашу кожу ласковому солнцу. Уже в тот  раз, когда я был еще неверующим, но почитавшим силы природы и добрые намерения человека, я ощутил громадную силу, присутствующую в этом святом месте. Она проникала  даже на уровень души, не говоря уже о каждой клеточке тела. Мы с друзьями вышли на громадное пустое поле, поросшее зелёной невысокой травкой и стали радоваться. Теперь эта радость тихая и осмысленная, а тогда была бурная, неосознанная. Радовались сами не зная чему. Нам просто было хорошо, приятно и у нас появились силы как от неведомой батарейки. Мы кричали, прыгали, бегали и улыбались. Тогда же состоялось и первое мое погружение в Гремячий ключ. После долгих уговоров и разительной перемены в моих друзьях после окунания туда, я тоже решил попробовать. Хотя сама мысль о вхождении в ледяную тяжелую воду казалась мне бредом, как и вопрос : «А почему ты не носишь крестик?». Еще я узнал, что этот источник забил по молитве преподобного Сергия и что в округе вообще нет крупных родников, не то что мощного водопада  с холма, коим и является Гремячий ключ…

Спустя эти четыре года очень многое изменилось.  Что-то ушло, что-то добавилось и очень многое стало по-другому. Но приехав сюда в третий (а может и четвертый раз) я всё ощущаю как в тот, самый первый поход в это место. Абсолютно такое же яркое солнце и пронзительно голубое небо. Бескрайнее русское поле, которое соединяется с синим горизонтом по чёткой линии. Белый уютные облака, покрывающие море над твоей головой. Только пустое зелёное поле теперь заменили ровные грядки кукурузы, но это в сущности ерунда. Когда чувствуешь огромную тихую силу, царящую в этом месте, то очень многое уходит на второй план. Почему-то именно здесь, где земля соединяется с небом и царит необыкновенная благодатная красота, задумываешься о конечности всего. Может быть потому, что тебе кажется что ты находишься в прекрасной, но всё же клетке? Сверху тебя ограничило тварное небо, снизу — земля. С боков — трава и всё то же небо. Оно настолько близко к тебе в том месте, что чувствуешь себя поставленным на подставку, которая сверху накрыта сине-белым колпаком. И мысли о конце не тягостные, тяжелые и смертельно унылые, а радостные, полные надежды и уверенные в том, что этому просто предопределено случиться.  Никакого уныния и близко нет возле Гремячего ключа. Может случиться только светлая грусть и сокрушение о своих грехах и ошибках.

Интересно, каково жить возле такого мощного места? Ведь там есть деревушка и еще парочка сёл в округе. Казалось бы, что местные жители должны из этого источника не вылезать. Но в самые оживленные дни там полно машин, а значит именно приезжих. Наверное, причина в том, что когда живешь по соседству с царями и владыками, то воспринимаешь это как самом собой разумеющееся и в полной мере не чувствуешь как тебе повезло. Больше всего радости у людей, которые преодолели большой и тяжелый путь, пытаясь добраться до этой святыни. Их лица сияют, а глаза горят. Они чувствуют, что цель, к которой они шли , достигнута и теперь их ждет награда, подарок за приложенные усилия. И они его получают сполна. Территорию возле  источника очень здорово благоустроили. Раньше там была обыкновенная бездорожная грязища, а теперь разбит прекрасный гефсиманский сад и стоит еще один совершенно новый деревянный храм. К нему ведет прямая асфальтовая дорожка, а по бокам от неё  ухоженная трава и небольшие деревья. Приятно видеть как ровное полотно тропинки  упирается прямо в ворота храма, не петляя и не сворачивая. Ведь пути к Богу должны быть прямыми, правильными. Я долго задавался мыслью, почему возле источника насадили прообраз Гефсиманского сада, места, где происходило моление Иисуса Христа о Чаше. Казалось бы, что общего между этим местом, пусть и святым, и далёкой сухой Иудеей, по которой путешествовал Господь? Когда я попал вновь к Гремячему ключу, то я почувствовал разгадку. Возможно, что наш преподобный Сергий тоже молился до кровавого пота в этом месте за Святую Русь и просил Бога о том, чтобы он пронёс карающую чашу мимо нас, но только по Своей воле. Это всего лишь догадка, то, что было на самом деле знают только святой Сергий и сам Бог. Но мне греет душу эта мысль и когда я вижу молодые деревья, посаженные ровными рядам на фоне высокого лесистого холма, то думаю именно об этом.

Здорово иметь воспоминания двух периодов. Когда ты ничего не знал, не понимал и не имел никакого отношения к происходящему и когда у тебя есть начаток веры, знания об этом месте и о том, в чем его суть. Интересно сравнить ощущения двух периодов своей жизни, найти отличия и сходства. А еще очень радостно оказаться в этом уголке, где до сих пор живёт дух Руси, молитвы и святости. Наверное, молитва преподобного так освятила это место, что Благодать ощутима почти кожей.

В главной купели Гремячего ключа необычная вода. Она необычна даже для святых источников. Мало того, что вода более синяя и тёмная, она обжигает кожу до костей. Даже летом не согревается и постоянно находится в таком наэлектризованном холодном состоянии. Когда окунаешься в других местах, то разница очень сильно чувствуется. Вроде та же святая целебная вода, но ощущается нечто иное. Начинаешь ступать по деревянным ступенькам вниз и чувствуешь как кожу обжигает сильнейший холод, настолько сильный, что приходится преодолевать боль для того чтобы двигаться дальше. Постепенно, по мере вхождения в воду кожа привыкает к леденящей температуре и только когда становишься на дно и вода доходит тебе до плеч, дыхание перехватывает от сильнейшего температурного потрясения. Это момент истины. Либо ты пулей вылетаешь из купели, либо переламываешь себя и окунаешься с головой. Когда иссине-чёрная вода смыкается над тобой, то кожа чувствует как холодная сила обволакивает тебя всего, обновляет, освежает, выгоняет всю дурь из забитого цивилизацией тела. Мощь этой подземной воды колоссальна. Когда купаешься в обыкновенной проруби, то в ней тебе легко. Не знаю, как это описать, вроде бы как может вода в которой ты плаваешь быть «лёгкой» или «тяжелой»?.. Это не ощущения давления на грудную клетку во время глубоководного погружения. Нечто иное. Погружаясь с головой в купель ты чувствуешь, что эта вода может тебя «сломать». Пересилить, переломить. Но вместе с этим ощущаешь её «любовь». Схожее ощущение когда хирург держит в своих руках переломанную конечность и ты понимаешь, что он может её сломить окончательно. Ты в его руках. Но это руки врача, целителя. Они здесь не для того чтобы добить окончательно, а чтобы своей силой исцелить. Надо не бояться их, а довериться им и позволить делать своё дело.. Так и здесь. Испугаешься, задергаешься, запаникуешь и вырвешься оттуда и могут произойти не то чтобы печальные, но назидающие последствия. Схожее ощущение испытываешь, когда сделал дело так как хотел, а потом увидел последствия и прокрутил у себя в голове тот путь, который подсказывала совесть. И понял, что последствия могли бы быть тоже хорошими, но иными. Скажем так, осознание упущенных возможностей или утёкшей выгоды. Над купелью висит большая икона сорока Севастийских мучеников. Все эти воины стояли в снегу на льду озера, а на берегу мучители построили тёплую баню со столом, накрытом угощениями. Один из воинов не выдержал долгого стояния. Он побежал на берег, зашел в баню и тут же умер. Причина с врачебной точки зрения, довольно заурядная — разрыв сердца от резкой смены температур. Но прежде физической смерти произошел духовный перелом. Человеческий дух сломался и плоть, ничем не контролируемая, сделала свое действие. В любом деле есть физическая, материальная сторона и духовная. Воина убила не молния с небес, а простая смена температур. Но перед ней этот человек потерпел поражение на поле духовной борьбы. Поэтому если чувствуешь, что подвиг тебе не по силам, не лезь на рожон. Скопи силы, укрепись в вере и тогда пробуй. Но если уж решился идти, то иди до конца, смотря прямо и ступая твёрдо.

Хочется еще сказать о «тяжести» и «легкости». Это понятия отражают лишь субъективное ощущение от погружения в воду. Это чувство нельзя описать словами, по крайней мере теми, которые есть у меня в запасе. Учёные называют некоторые свойства элементарных частиц «ароматом», «красотой», «грацией», «шармом». Слова не отражают суть явлений, но дают хоть какое-то человеческое обозначение тому, что абсолютно непонятно.

Когда ты выходишь из воды, то как будто после тяжелой работы. Очень тяжелой и выматывающей. Буквально выползаешь. Но в усталых мышцах не тягота усилий, а лёгкость обновления. Словно бы выбросил мусор и теперь готов наполнять ёмкость новым, хорошим, свежим и добрым. Поначалу дышишь тяжело, судорожно вытираешься полотенцем и думаешь как жить дальше, а чуть погодя в тебя вливается тёплая живая сила и становишься легче пёрышка. Готов обнять и любить весь мир не смотря кто плохой и кто хороший. Медики скажут, что это выброс эндорфинов, то есть «гормонов счастья» в кровь. Да, действительно. Но духовной причиной этого является преодоление своих страхов, слабостей и лени. Победа духа над телом. Есть еще один источник подобного «православного кайфа». Называется красивым словом «молитва». Это когда приходишь после трудового дня читать длинное правило, молебен, акафист или иное молитвенное чтение. Усталость, холод, иногда голод, житейские проблемы, суета, нервность города и прочая и прочая которая тянется за нами длинным-длинным хвостом мешает успокоиться, собраться и молиться. И это тоже надо преодолеть и через это пройти. Чем не преодоление телесных усилий? Да, ты не входишь в ледяную воду и не тащишь на спине слона. От этих усилий дыхалка не становится выносливой и на животе не появляются кубики. Но человек становится духовно сильнее и чище. И радость от преодоления духовный усилий и препятствий немножко иная —  тихая, спокойная и тёплая как небольшое пламя свечки в пустом ночном храме. Костер, на котором жарят еду или возле которого обогреваются люди, и пламя той свечки по сути одно то же и появляются от одинакового явления — поднесенного огня. Но служба их разная, хотя результат один и тот же. Радость. Огонь подносится разный. В одном случае это преодоление страха, боли и паники, а в другом усилие над леностью, расслабленностью и унынием. И то и другое это работа над собой. Чем больше прилагаемое усилие, тем больше радости приносит результат. Тем дольше он держится и дольше тебя подкрепляет. И ты чаще вспоминаешь, что над тобой и вокруг тебя не унылый серый мир, зараженный отходами, а синее небо с белыми облаками и тёплый летний воздух подмосковной деревеньки с колоссальной святыней поблизости неё.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *